Советуем почитать...

Миссия университета

Гуманитарный информационный центр советует почитать:

 

Ортега-и-Гассет, Хосе. Миссия университета / Хосе Ортега-и-Гассет ; пер. с исп. Марины Голубевой, Андрея Корбута. — М. : Издат. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. — 139, [1] с. — (Теория и практика образования). — Библиогр.: с. 37-39, библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-7598-0735-3.

Сегодня, когда в нашей стране активно обсуждается реформа образования, наверно не мешало бы познакомиться с педагогическими трудами известного испанского философа и социолога первой половины XX века Хосе Ортега-и-Гассета. В течение многих лет он преподавал в Мадридском университете и  не понаслышке знаком с проблемами университетского образования, и не только его.
Ортега, по выражению автора вступительной статьи к предлагаемой книге, «был в первую очередь педагогом национального масштаба, который ставил перед собой цель преобразования и трансформации Испании».  И одним из элементов процесса культурного преображения он считал образование. Педагогика, как образовательная деятельность, возникает в силу необходимости отбирать самое существенное для обучения и облегчать его. Принцип, на основании которого ученый строит свою аргументацию, состоит в том, что университет должен обучать культуре. Под культурой он понимает систему жизненных идей, которой обладает каждая эпоха.
Так какова же миссия университета? Ортега отвечает так: передавать культуру, обучать профессиям, проводить исследования, готовить новых исследователей.
Вот только некоторые положения, характеризующие первичную миссию университета:
1. Под университетом следует понимать институт, в котором средний студент учится быть культурным человеком и хорошим профессионалом.
2. Культурные дисциплины и профессиональные знания должны носить педагогически рационализированную форму (т.е. характеризоваться синтетичностью, систематичностью и полнотой).
3. Преподаватели должны отбираться исходя не из исследовательских достижений кандидата, а из его синтезирующих способностей и педагогического таланта.
4. Сведя качество и количество обучения к минимуму, университет должен быть непреклонен в своих требованиях к студенту.

Основные педагогические труды Ортеги-и-Гассета были написаны в 30-40-х годах XX века и посвящены испанскому обществу и испанскому образованию, но образование, его реформы – это те проблемы, которые еще долго будут темой обсуждения, и довольно болезненной, не только в России, но и в других странах.