О И. А. ДЕРГАЧЕВЕ
И. А. был деканом (начало 60-х годов), когда я был студентом. Он и организовал на факультете клуб «Современник». Один раз в месяц собирались все студенты филфака, приглашался кто-то из деятелей города Свердловска: художники, поэты, хозяйственники. Приглашался и мой отец – М. И. Паверман (главный дирижер симфонического оркестра).
Однажды был приглашен один деятель, связанный со свиноводческим комплексом Урала. Естественно, все отнеслись к этому с долей иронии. Товарищ два часа рассказывал о свиньях: как кормят, как ухаживают и т.д. Но он настолько интересно рассказывал, что после лекции студенты устроили ему овацию. Чуждую студентам филфака тему он сумел преподнести интересно и в актерском и в познавательном смысле. Тогда я впервые получил урок и утвердился в мысли, что можно говорить интересно на любую тему. (Банальность – спрессованный опыт человека).
Я всегда любил театр, сам не раз участвовал в различных постановках. Иногда актерство входило в повседневную жизнь, тогда случались казусы: однажды мы, будучи студентами, ждали на лекцию Дергачева, он задерживался, тогда я вылез на кафедру и стал изображать его. Так увлекся, что не заметил, как аудитория замерла и повернулась в сторону дверей, где стоял, изумленно глядящий на все это Дергачев. Какие это имело последствия, я не помню.
НОВОГОДНИЙ КАПУСТНИК
Л. В. Сахарный – руководитель – предложил идею: построить капустник из фрагментов оперы. Сцена семинара: я изображал нерадивого студента. Передо мной сидел студент, который якобы был хорошим, а потому сидел и зубрил.
Паверман (ария Кончака из оперы «Князь Игорь»):
– Здоров ли князь? Что ты так призадумался?
Студент:
– Сижу и занимаюсь, ведь зачет у нас завтра.
Паверман:
– Зачет? Ха-ха-ха-ха!!! Что наша жизнь? Игра!!!
В это время приходит преподаватель, начинается семинар, студенты несут околесицу.
Преподаватель (ария Мельника из оперы «Русалки»):
– Вот то-то все вы, девки, молодые.
Студенты (из оперы «Борис Годунов»):
– Смилуйся, смилуйся!
Преподаватель (ария «Риголетто»):
– Лоботрясы, раззявы, лентяи, снова вы не знаете урока. Ухожу я от вас, и зачета никто из вас не получит у меня.
В зале хохот и аплодисменты.
О Л. М. АРХАНГЕЛЬСКОМ
Занятия по логике проходили в здании на 8 марта в читальном зале. Там, кроме одного фикуса и столов со стульями, никакой мебели не было. И, объясняя разницу между формальной и диалектической логикой, Архангельский заметил фикус и пояснил свою мысль так: «С точки зрения формальной логики, я могу утверждать, что это фикус или не фикус». Пришло время семинара, одна студентка, не отличающаяся большими способностями, но большой усидчивостью, рассказывая на заданную тему, дошла до примера. Посмотрела вокруг себя и начала: «Вот пе6ред нами фикус». Архангельский перебил: «Придумайте что-нибудь новенькое». Студентка: «Вот передо мной девушки, я могу предположить, что они девушки или не девушки!»
Взрыв хохота.
ДИСКУССИЯ О МАТЕ
(День филолога, конференция)
В 39 аудитории обсуждается окончание дискуссии. Одна преподавательница подводит итоги употребления эффемизмов.
Преподавательница:
– ...пятая мужская конечность и аналогичная ее женская принадлежность...
Паверман:
– А почему аналогичная?
Преподавательница:
– А какая?
Паверман:
– М-м-м... Альтернативная!
Преподавательница:
– Вот пришел специалист и сказал.