Первые несколько «СТЕН» посвящены фотографии. Хочется многого и многих. И в то же время, так легко остановиться, замереть в восхищении перед каждым из них. Что мы с удовольствием и сделали…
Уильям Юджин Смит, американский фотограф, признанный мастер фоторепортажа.
«Великолепно! … Он пробуждал драмы и эмоции. Он раскрывал нам глаза на то, что происходит вокруг. Он волновал. Он обладал сумасшедшим невиданным вкусом с чисто-художественной точки зрения. Он мог бы стать прекрасным художником», - вспоминал о Юджине Смите фотограф и редактор «Life» Дэвид Шерман. И продолжал менее восторженно: «Он был невозможным человеком, потому что был очень уверен в себе и выходил из себя, когда кто-нибудь ему запрещал что-то делать».
Наверное, портрет Юджина Смита могут дополнить сказанные им о фотографии слова: «Я думаю, что почти все мои фотографии неудачны. Нет, это не самобичевание или что-нибудь в этом роде. И я не сужу о них с точки зрения «было так красиво…». Просто я не сумел сказать, что хотел...
Я не сделал ни одной фотографии - хорошей или плохой - не заплатив за это душевным покоем... Что толку в глубине резкости, если не испытываешь глубоких чувств?»
Юджин Смит действительно не позволял себе что-то запретить. Если считал, что в эссе должно быть 50 фотографий, и ни одной нельзя пожертвовать, то никто не смог бы его переубедить. Но дело тут вовсе не в самоуверенности. «Let Truth to be my Prejudice», - сказал однажды фотограф, и это его девиз и критерий его творчества.
Сейчас на «СТЕНЕ» те фотографии Юджина, где сняты дети. Американские, испанские, английские… Мы собрали эту выставку из разных фото-эссе. Здесь царит дух непосредственности, любознательности, открытости, близкий и самому Юджину. Мир открытый и незащищенный, хрупкий мир детства.
В планах еще две выставки Юджина Смита: фото-эссе «Минамата» о рыбацком поселке в Японии, где произошла экологическая катастрофа, и «Человек милосердный», репортаж о докторе Альберте Швейцере и его больнице в африканском Габоне.